Понятие рынок является центральным для анализа распределения ресурсов. Имеются четыре модели рынка:
чистая конкуренция;
чистая монополия;
монополистическая конкуренция
олигополия.
1) чистая конкуренция характеризуется рядом признаков:
- очень большое число предприятий - продавцов;
- стандартизированная продукция. Приданной цене потребителю безразлично, у кого покупать продукт. Неценовая конкуренция - это конкуренция на базе различий в качестве продукции, рекламе или стимулирования сбыта;
- продавец не может осуществлять контроль над ценами, т.к. каждая фирма производит небольшую долю продукции;
- свободное вступление и выход из отрасли.
2) чистая монополия - одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей. Эта модель имеет свои характерные черты:
- единственный продавец. Чистая монополия - это отрасль, сост. из одной фирмы;
- продукт чистой монополии уникален, ему нет заменителей.
- чистый монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над оценкой, т.к. она контролирует все предложения.
- вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано.
3) монополистическая конкуренция -много продавцов поставляет на рынок много схожих товаров, отличающихся др. от др. отдельными характеристиками. Характерные черты:
- каждая фирма обладает относительно не большой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой;
- дифференциация продукции по качеству, по упаковке, размещению, набору услуг и т.п.;
- экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции;
- легкое вступление в отрасль.
4) олигополия -несколько крупных фирм контролирует рынок определенного товара и услуг. Характерные признаки:
- относительно малое количество фирм господствует в отрасли;
- продукция может быть стандартизированной или дифференцированной;
- сильно побуждение к слиянию;
- всеобщая зависимость.
Чистая (совершенная) конкуренция с множеством покупателей и продавцов также редка, как и чистая монополия, когда покупатели не найдя замены, вынуждены платить назначенную монополистом цену. То, что происходит в реальной жизни, находится где-то между этими крайностями. Такая ситуация это несовершенная конкуренция. Этот термин характеризует рынки, на которых продавцы имеют больше свободы в назначении цен, чем при совершенной конкуренции. Они обладают этой свободой потому, что продают при условиях наличия или монополистической конкуренции, или олигополии.