список тем

Экономика

Издержки производства и прибыль предприятия. Норма и масса прибыли и факторы влияющие на их величину


Издержки - это оплата приобретения факторов производства.
Маркс, рассматривая издержки, анализировал их с целью изучить особенности эксплуатации наемного труда. Он считал, чтобы произвести товар, общество должно затратить как живой, так и овеществленный труд. Живой труд он делит на необходимый и прибавочный.
Необходимый труд - это заработная плата наемных работников.
Прибавочный труд - это тот труд, который присваивает себе капиталист.
Эти затраты труда образуют стоимость товара, которую он назвал издержками общества. Затраты, которые понес капиталист, Маркс называет издержками производства.
Издержки производства = издержки общества - прибавочная стоимость. Таким образом, Маркс выносит прибыль за пределы издержек.
Кроме издержек производства, Маркс выделяет издержки обращения, но учитывает в них только производительные, т.е. те, которые являются продолжением процесса производства. Издержки по организации торговли Маркс не считает ценообразующими. Экономисты, в отличие от Маркса, рассматривают издержки с точки зрения хозяйственника и считают, что предприниматель ждет доход от всех издержек без исключения. На основе этого они включают в издержки прибыль предпринимателя, оценивая ее, как плату за риск. Классификация издержек в зависимости от влияния на них увеличения объема производства: издержки делятся на постоянные (FC) и непостоянные (VC)
Постоянные издержки зависят от объема производства. Это арендная плата, проценты по кредиту, административно-управленческие расходы и т.д.
Переменные издержки - расходы, которые зависят от количества выпускаемой продукции - сырье, материалы, заработная плата и т.д.
FC + VC = TC
TC - валовые (общие) издержки.
Для измерения издержек на производство единицы продукции используются категории средних издержек, с помощью которых фирма может определить свою прибыльность.
где: ATC - средние валовые издержки; AFC - средне-постоянные издержки на единицу продукции; AVC - средне-переменные издержки на единицу продукции; Q - объем произведенной продукции.
Цена = АТС + П
П = Цена - АТС
АТС = Цена - фирма имеет нулевой эффект
АТС > Цена - фирма несет убытки
АТС < Цена - фирма получает прибыль
В зависимости от метода оценки затрат различают бухгалтерские и альтернативные (экономические) издержки.
Бухгалтерские издержки - это фактически расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения.
Альтернативные издержки - это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных альтернативных способах использования ресурсов.
С точки зрения поступления средств, издержки делятся на внешние (явные) и внутренние (не явные). Внешние издержки - это денежные затраты фирмы на приобретение факторов производства со стороны.
Внутренние издержки - это неоплаченные издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс.
С целью определения максимального выпуска продукции, на которые может пойти фирма, рассчитывают предельные (МС) издержки - это дополнительные издержки на производство каждой дополнительной единице продукции по сравнению с данным объемом производства.
МС=дельтаТС\дельтаQ
Предельные издержки определяют стратегию фирмы и возможность увеличения объема производства.
Норма прибыли Норма прибыли характеризует степень возрастания капитала (производственных фондов), который авансирован на производство товаров и услуг. При этом авансированные средства (Да) складываются из стоимости средств производства (Сп) и расходов на заработную плату (Зп). В таком случае норма прибыли (Нп) предстанет как отношение прибыли (Пв) к первоначально затраченным средствам, выраженное в процентах:
Нп=Пв\Да=Пв\(Сн+Зп)*100
Обычно под нормой прибыли понимается годовая норма прибыли: отношение полученной за год прибыли ко всему авансированному капиталу. В 1990-х годах в нашей стране применялись следующие показатели доходности предприятий и организаций, которые основаны на формах государственной статистики и бухгалтерской отчетности (системы показателей, характеризующих состояние 1 хозяйственных средств, их источников и итогов работы предприятия, организации за отчетный период). О степени доходности судят по следующим основным показателям:
а) прибыль - конечный финансовый (фр. finance - доход, наличность) результат: сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества, а также других доходов;
б) рентабельность продукции - соотношение между величиной прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и затрат на ее производство и реализацию;
в) рентабельность активов - соотношение прибыли и средней стоимости активов предприятий (организаций). К активам предприятия относят основные и оборотные фонды, ценности.
Норма прибыли (соответственно рентабельность активов) ясно характеризует эффективность деятельности фирм. Одновременно она определяет степень возрастания активности предпринимателей и даже их отношение к соблюдению правовых; норм и законов. Английский публицист XIX в. Т. Дж. Даннинг метко подметил: "Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое применение, при 20% он становится оживленным, при 50% положительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы".
Эти слова подтверждаются и в наши дни. Так, на Западе обычная норма прибыли в промышленности и других отраслях в 70-90-х годах составляла 12-15%. В этом случае бизнесмены проявляют, активность и строго соблюдают правовые нормы хозяйствования. Более агрессивно ведут себя крупные монополии, получающие вдвое большую норму прибыли; при первой же возможности они пытаются, как говорится, обходить невыгодные им юридические предписания. Криминальные же элементы, например дельцы наркобизнеса, получают норму прибыли, достигающую 300%.
В 90-х годах в России сложилась весьма противоречивая и в целом очень неблагоприятная динамика эффективности бизнеса. С одной стороны, многие промышленные монополии в 1992-1995 гг. подняли норму прибыли до 50-70% и более, В криминальной экономике, например в наркобизнесе, норма прибыли достигла 1000%. Но, с другой стороны, эффективность деятельности предприятий в национальном хозяйстве резко упала. Об этом свидетельствуют данные табл. 11.1.
Таблица 11.1 Рентабельность продукции и активов предприятий и организаций (в %)

Показатель			1992 г.		  1994 г.	1997 г.
Рентабельность продукции	32			14		5
Рентабельность активов		28			8		0,7
Как видно, во всех отраслях экономики России произошло угрожающее "скольжение" показателей рентабельности по наклонной плоскости. Оно сопровождалось очень тяжелыми экономическими последствиями. Стало быстро нарастать число убыточных (бесприбыльных) предприятий и организаций. Если в 1992 г. удельный вес таких хозяйственных единиц в основных отраслях экономики составлял 15% к общему числу предприятий, то в 1998г. он достиг 55% всех фирм.
Факторы производственного бизнеса, которые способствуют повышению нормы прибыли. Рентабельность фирм зависит от двух видов факторов:
а) внутрипроизводственных и
б) рыночных.
Начнем их анализ с первого вида движущих сил Величина нормы прибыли определяется главным экономическим фактором - величиной массы прибыли. Все, что умножает эту массу, прямо сказывается на степени выгодности бизнеса. Рентабельность зависит также от структуры авансированных на производство средств, а именно - от удельного веса расходов на оплату труда работников. Предположим, на двух предприятиях применен одинаковый по величине авансированный капитал. Но на первом из них израсходовано относительно больше денег на наем рабочей силы. Тогда именно здесь - при прочих равных условиях - будет создано больше прибыли, а стало быть, будет выше ее норма.
На годовую норму прибыли воздействует скорость оборота средств, затраченных на производство. Когда эта скорость возрастает, то к предпринимателю быстрее возвращаются израсходованные им деньги, в том числе использованные на заработную плату. В таком случае при прежней величине капитала увеличиваются размеры производства, возрастает прибыль, а в итоге - увеличивается эффективность бизнеса. Повышению рентабельности способствует экономия затрат на средства производства. Сбережение достигается благодаря внедрению прогрессивной техники и технологии, увеличению количества рабочих смен в течение суток и др. В итоге снижается себестоимость продукции и соответственно увеличивается доход фирмы.
Наконец, на норму прибыли влияет экономия на масштабах производства. На практике действует тенденция, выражающая преимущества крупного производства перед мелким. На предприятиях самолетостроения в США в 20-е годы обнаружили следующую зависимость: при удвоении выпуска продукции затраты на любую технологическую операцию могут быть снижены на 20%. Такой эффект достигается вследствие углубления разделения труда, применения более производительного оборудования и других факторов. Все это, естественно, положительно сказывается на росте рентабельности.
Нам уже известно, что величина прибыли во многом испытывает влияние колебаний цен на рынке, где сбывается продукция фирм. Из рис. 11.2 видно, что цены могут в разной степени способствовать реализации прибыли, заключенной в товаре. Однако ни этот рисунок, ни комментарий к нему не дали ответа на вопрос: что же влияет на уровень цен, а тем самым на получение большей или меньшей нормы прибыли? Между тем из темы 6 о рыночной системе и темы 7 о конкуренции и монополии нам известна следующая цепочка зависимости. Уровень рыночной цены изменяется под воздействием соотношения спроса и предложения товаров, а эта пропорция, в свою очередь, испытывает воздействие таких рыночных сил, как конкуренция и монополия. Стало быть, именно данные факторы влияют на колебания рыночных цен, по которым предприятия сбывают свои изделия и тем самым реализуют заключенную в них прибыль.
Между тем указанные факторы по-разному влияют на рентабельность предприятий. В чем состоят эти различия? Рыночное соперничество, как мы выяснили ранее (в теме 7), выступает уравнителем цен. Свободная конкуренция в каждой отрасли хозяйства вынуждает всех бизнесменов продавать однородные изделия по одной и той же рыночной цене. В наихудшем положении оказываются владельцы технически отсталых предприятий, выпускающих дорогостоящие товары с высокой себестоимостью продукции. При общей равновесной цене они не могут полностью реализовать заключенную в товаре стоимость и теряют часть прибыли. Напротив, предприятия, работающие в лучших условиях и имеющие самую низкую себестоимость, получают конкурентную сверхприбыль. Последняя равна разнице между общей рыночной ценой и низкой себестоимостью изделия.
Как мы выяснили ранее (в теме 7, §2), монополии имеют возможность сами устанавливать на рынке выгодные им цены. Крупный бизнес использует это в собственных интересах, чтобы получать монопольную сверхприбыль - избыток прибыли сверх обычного, нормального для всех фирм прироста капитала. Этот избыток вместе с обычным доходом образует монопольно высокую прибыль. Такова типичная структура дохода монополистических объединений, характерная для первой половины XX в.
В современную же эпоху, как известно во многих странах утвердился необычный синтез конкуренции и монополии, а кроме того, огромной силы достигла глобальная конкуренция. В результате этого легальные и другие монополии, активно участвующие в разных видах рыночного соперничества, кроме традиционной монопольной сверхприбыли получают еще и конкурентную сверхприбыль (доход от инноваций).
Чтобы не только удержаться в рыночном пространстве, но и расширить, как говорится, "свое место под солнцем", бизнесмены вынуждены измерять силу глобальной конкуренции, зорко следить за динамикой рыночных цен внутри страны и за рубежом.
Как было сказано в начале темы, фирмы-изготовители массовой продукции сбывают ее по оптовым ценам торговым посредникам. Последние продают товары в розничной торговле по более высоким ценам. Интересно, по-видимому, узнать, во-первых, как образуется в торговле надбавка в цене, и, во-вторых, какую норму прибыли получает торговый бизнес.


список тем

Rambler's Top100
Hosted by uCoz