Мониторинг ОПС. Организация и структура мониторинга в России. Виды мониторинга
Качество окружающей среды - мера соответствия окружающей среды и природных условий потребностям людей и других живых организмов.
Экологический мониторинг - многофункциональный процесс контроля за состоянием объектов экосферы, за источниками нарушений, экологического равновесия, моделирования и прогнозирования экологического состояния объектов экосферы., управления экологическими процессами. Функции мониторинга:
1. контроль за состоянием объектов экосферы
2. контроль за источниками нарушений
3. моделирование и прогноз экологического состояния объектов экосферы
4. управление экологическими процессами.
Средства контроля:
- функциональные (продуктивность, скорость изменения, круговорот веществ);
- структурные (значения физических, химических, биологических, параметров);
Другая классификация:
- контактные методы (хроматография, полярография, кондуктометрия, кулонометрия, потенциометрия, ионометрия, колориметрия, рефрактометрия, люминесцентное измере-ние, терматография и др.);
- неконтактные (исп. зондирующих полей).
Средства моделирования и прогнозирования:
- использование фундаментальных законов (ЗСМ, ЗСЭ);
- установление законов функционирования экосистем;
- имитационное моделирование.
Экологический мониторинг в РФ определяется как комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью.
В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями мониторинг включает три основных направления деятельности:
- наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды;
- оценку фактического состояния среды;
- прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.
ГСМОС (государственный мониторинг окружающей среды) основывается на системах национального мониторинга, которые функционируют в различных государствах согласно как международным требованиям, так и специфическим подходам, сложившимся исторически или обусловленным характером наиболее остро стоящих экологических проблем. Международные требования, которым должны удовлетворять национальные системы-участники ГСМОС, включают единые принципы разработки программ (с учетом приоритетных факторов воздействия), обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную значимость, передачу информации в Центр ГСМОС.
На территории СССР в 70-е годы на базе станций гидрометeослужбы была организова-на Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу:
- Главный центр сбора и анализа информации
- Региональные пункты наблюдений
- Первичные пункты наблюдений
Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета (Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды), экологический мониторинг осуществляется целым рядом служб, министерств и ведомств: Государственный комитет РФ по экологии; Росгидромет, Госсанэпиднадзор, Министерство природных ресурсов РФ, Роскомзем, Рослесхоз, Минсельхозпрод, Госстрой, Госкомстат.
Распределение функций мониторинга по различным ведомствам, не связанным между собой, приводит к дублированию усилий, снижает эффективность всей системы мониторинга и затрудняет доступ к необходимой информации как для граждан, так и для государственных организаций. Поэтому в 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ), которая должна объединить возможности и усилия многочисленных служб для решения задач комплексного наблюдения, оценки и прогноза состояния среды в Российской Федерации. В настоящее время работы по созданию EГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба.
Предполагается, что ЕГСЭМ как центр единой научно-технической политики в области экологического мониторинга будет обеспечивать:
- координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окру-жающей среды;
- регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;
- хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;
- деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропо-генное воздействие;
- доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потре-бителей.
ЕГСЭМ должна сохранить иерархическую структуру системы ОГСНК, принятую в Росгидромете.