Кадастровая процедура "Постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимости"
Постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимости является кадастровой процедурой, осуществляемой в связи с образованием земельного участка. Образование земельных участков осуществляется в результате преобразования (объединения, разделения, выдела, перераспределения) существующих земельных участков.
Постановка на государственный кадастровый учет объектов недвижимости осуществляется на основании представленных в орган кадастрового учета:
1) заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости (подлинник);
2) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины (подлинник) - размер государственной пошлины не установлен;
3) межевого плана (подлинник) - до установления формы межевого плана и требований к его подготовке представляется описание земельного участка, оформленное в соответствии с приказом Роснедвижимости №П/327 с учетом особенностей его оформления, установленных Роснедвижимостью;
4) документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка (нотариально засвидетельствованная копия или копия со штампом "подлинник предъявлен", проставленный при приеме документов при предъявлении подлинника, если местоположение границ подлежит обязательному согласованию (обязательное согласование проводится в случаях, установленных и межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании;
Истребование от заявителей или их представителей иных документов не допускается.
Заявление о необходимые документы могут быть представлены заявителем или его представителем:
лично;
посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении;
в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования в установленном порядке (порядок не установлен).
Заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя. При представлении заявления лично заявитель или его представитель должен предъявить документ, удостоверяющий личность (если заявление представляется данным лицом). Если заявление представляется заявителем или его представителем не лично, а другим лицом, подлинность такой подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
Заявление и документы регистрируются ОКУ в день получения в книге учета заявлений с указанием времени получения с точностью до минуты, на заявлении проставляется отметка о его регистрации. На всех представленных вместе с заявлением документах указывается регистрационный номер заявления и дата его регистрации.
Если заявление и документы представляются лично, ОКУ в день получения документов выдает расписку в получении документов с указанием перечня документов, даты получения. При поступлении заявления и документов посредством почтового отправления расписка высылается на следующий рабочий день после получения заявления посредством почтового отправления с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу. В качестве расписки в получении заявления и документов выдается заверенная копия зарегистрированного заявления. На оригинале заявления проставляется оттиск штампа "расписка получена", дата получения копии заявления, подпись, фамилия и инициалы заявителя или его представителя. При поступлении заявления и документов по почте и соответственно направлении расписки в виде копии заявления по почте, реквизиты уведомления о вручении вносятся в книгу учета заявлений.
Заявление и документы комплектуются в учетное дело, которое идентифицируется регистрационным номером заявления.
В случае образования двух и более земельных участков в результате преобразования объекта (объектов) представляется одно заявление. Постановка на учет всех образуемых объектов осуществляется одновременно. В случае образования объекта в результате выдела доли в натуре из объекта недвижимости или объединения объектов представляется только заявление о постановке на учет образуемого объекта и необходимые для его кадастрового учета документы. Лица, имеющие право на обращение с заявлением - собственники земельных участков или любые иные лица.
Срок осуществления кадастрового учета - не более 20 рабочих дней со дня получения (регистрации) заявления.
Датой завершения кадастрового учета признается день внесения ОКУ сведений о присвоенном кадастровом номере.
Сведения о земельных участках и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
Результаты проверки оформляются протоколом, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение. Факт проведения проверки, в том числе по отдельным ее показателям, подтверждается в АИС ГКН путем указания фамилии и инициалов уполномоченного должностного лица ОКУ и даты внесения сведений об объекте недвижимости.
Протокол проверки и проект решения направляются уполномоченному должностному лицу для принятия решения. Данное должностное лицо вправе изменить протокол проверки, удостоверив изменения своей подписью. В АИС ГКН вносятся фамилия и инициалы уполномоченного должностного лица ОКУ, а также дата подписания протокола проверки и принятия соответствующего решения. Оформленные на бумажном носителе протокол проверки и соответствующее решение, подготовленное с использованием специального бланка, помещаются в учетное дело. Если в результате преобразования земельного участка образуется несколько земельных участков, решение оформляется в виде одного документа. Решения регистрируются в регистрационно-контрольной форме.
Выполнение кадастровой процедуры, связанной с постановкой на учет земельного участка, сопровождается принятием:
решения о постановке на кадастровый учет объекта недвижимости;
решения о приостановлении осуществления кадастрового учета;
решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в случае принятия ОКУ решения об осуществлении кадастрового учета.
Внесенные в ГКН сведения при постановке на учет земельного участка, образованного в результате преобразования, носят временный характер. Такие сведения до утраты ими временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав. Сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект. Если по истечении двух лет со дня постановки на учет земельного участка, не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из ГКН. При этом ОКУ на следующий рабочий день после исключения таких сведений, направляет в установленном порядке (порядок не установлен) заявление и документы, представленные для постановки на ГКУ, по указанному в заявлении почтовому адресу.
При постановке на учет объекта недвижимости, не позднее 21 рабочего дня со дня регистрации заявления, ОКУ обязан выдать кадастровый паспорт земельного участка заявителю или его представителю лично под расписку. Если заявление содержит просьбу о направлении КПЗУ посредством почтового отправления, ОКУ направляет КПЗУ посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении не позднее 21 рабочего дня со дня регистрации заявления.
Если в течение 50 рабочих дней со дня регистрации заявления заявитель или его представитель не явился в ОКУ и ему не был выдан лично под расписку КПЗУ, ОКУ направляет КПЗУ посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу не позднее 52 рабочего дня со дня регистрации заявления.
В случае завершения кадастрового учета ОКУ вправе направить посредством почтового отправления (если заявление о кадастровом учете содержит соответствующую просьбу) или выдать КПЗУ до дня истечения установленного выше срока.
ОКУ выдает (направляет) дополнительные экземпляры КПЗУ, если заявление о кадастровом учете содержит просьбу о выдаче (направлении) этих экземпляров. Количество выдаваемого (направляемого) КПЗУ указывается в заявлении - не менее 2 и не более 5.
ОКУ принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета в случае, если:
1) имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости;
2) одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости);
3) не представлены необходимые для кадастрового учета документы.
В решении о приостановлении осуществления кадастрового учета должны быть указаны возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием приостановления осуществления кадастрового учета:
техническая ошибка, допущенная органом кадастрового учета при ведении ГКН;
ошибка, допущенная кадастровым инженером (органом межевания) при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление;
ошибка, допущенная кадастровым инженером (органом межевания) при выполнении кадастровых работ в отношении объекта недвижимости, кадастровый учет которого осуществлен ранее;
и т.п.,
В решении о приостановлении осуществления кадастрового учета должны быть также указаны и рекомендации по устранению данных причин (кроме случаев приостановления, связанных с отсутствием необходимого документа - в этом случае указывается какой документ отсутствует.
При принятии решения о приостановлении на основании выявленных кадастровых ошибок в сведениях ГКН исправление таких ошибок осуществляется в порядке, установленном для исправления кадастровых ошибок.
Если при осуществлении проверки сведений о земельных участках и содержащих их документов, представленных для кадастрового учета, на предмет выявления отсутствия оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового, обнаружена техническая ошибка, допущенная ОКУ при ведении ГКН, такая ошибка исправляется в течение срока осуществления кадастрового учета без принятия решения о приостановлении.
Если причиной возникновения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении (имеются противоречия или имеется пересечение границ) являются ошибки в ГКН, исправление этих ошибок осуществляется в порядке исправления технических или кадастровых ошибок.
Осуществление кадастрового учета приостанавливается до устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления, но не более чем на три месяца со дня регистрации решения. Принятие решения о приостановлении прерывает течение 20-ти дневного срока, установленного для кадастрового учета. Часть такого срока, истекшая до принятия этого решения, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня устранения соответствующих обстоятельств.
Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.
При наличии в заявлении адреса электронной почты, уведомление о принятии решения о приостановлении осуществления кадастрового учета на следующий рабочий день после регистрации решения направляется заявителю или его представителю по этому адресу.
Решение о приостановлении осуществления кадастрового учета должно быть выдано заявителю или его представителю лично под расписку не позднее 21 рабочего дня после регистрации заявления, либо направлено не позднее 26 рабочего дня после регистрации заявления посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении адресу.
ОКУ принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае:
1) имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с ФЗ;
2) заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям ФЗ;
3) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком преобразовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями;
4) объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется в результате преобразования объекта недвижимости или объектов недвижимости и внесенные в ГКН сведения о таком преобразуемом объекте недвижимости или таких преобразуемых объектах недвижимости носят временный характер;
5) истек срок (три месяца со дня регистрации решения) приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении;
6) размер земельного участка не соответствует установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам земельных участков;
7) земельный участок образуется в результате преобразования земельного участка и размер последнего в связи с этим преобразованием не будет соответствовать установленным в соответствии с земельным законодательством требованиям к предельным минимальным размерам земельных участков;
8) доступ к земельному участку (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута, не обеспечен;
9) земельный участок образуется в результате преобразования земельного участка и к последнему в связи с этим преобразованием не будет обеспечен доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута;
10) одна из границ земельного участка пересекает границу муниципального образования и (или) границу населенного пункта;
11) земельный участок образуется в результате преобразования земельных участков и эти преобразуемые земельные участки не относятся к одной категории земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.
Не является основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка, образуемого в счет земельной доли, наличие временного статуса сведений в отношении земельного участка, из которого осуществлен выдел.
В решении об отказе в осуществлении кадастрового учета должны быть указаны причины отказа со ссылкой на соответствующие положения статьи 27 ФЗ и указания на допущенные нарушения. При отказе по основаниям не соответствия по форме и содержанию представленных документов в решении об отказе должны содержаться рекомендации о доработке представленных документов и вместе решением в данном случае должен быть возвращен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке.
При наличии в заявлении адреса электронной почты, уведомление о принятии решения об отказе в осуществлении кадастрового учета на следующий рабочий день после регистрации решения направляется заявителю или его представителю по этому адресу.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть выдано заявителю или его представителю лично под расписку не позднее 21 рабочего дня после регистрации заявления, либо направлено не позднее 26 рабочего дня после регистрации заявления посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении адресу.